Факультет журналистики БГУ

Конспекты второго курса

А ещё можно поделиться своими материалами

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Практическое задание № 5

Тема для обсуждения: Наречие

Цель: Закрепление знаний о наречии как лексико-грамматическом классе неизменяемых слов, обозначающих признак действия, качества или предмета. Овладение навыками разграничения мотивированных наречий и омонимичных им частей речи, а также трудными случаями правописания наречий.

Групповое обсуждение вопросов

1. Понятие о наречии как части речи, о его значении, морфологических признаках и синтаксических функциях.

2. Классификация наречий (определительные и обстоятельственные, мотивированные и немотивированные, неместоименные и местоименные).

3. Степени сравнения наречий.

4. Формы субъективной оценки наречий.

5. Разряды наречий по словообразовательной структуре и способы их образования.

6. Переход наречий в другие части речи.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Ознакомьтесь с определениями наречий в разных учебниках. Установите, отличаются ли эти определения друг от друга? Дайте свое определение этой части речи.

1. Наречие – это часть речи, которая выражает значение вторичного (дополнительного) признака («признак признака») в морфологической неизменяемости слова: хорошо работает, очень внимательный, слишком быстро говорить, чтение вслух, встреча вечером (Современный русский язык / Под общ. ред. Л. А. Новикова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 571).

2. Наречие – это знаменательная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак действия или признак признака и выражающая это значение за счет неизменяемости и примыкания (Современный русский язык. Ч. II / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 114).

3. Наречие – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак действия, другого непроцессуального признака (качества, свойства) или предмета: идти домой, тепло одеться, сильно любить, удивительно приятный; очень красивый; дорога домой, прогулка пешком, дом напротив (Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. М., 1989. – С. 258).

4. Наречие – лексико-грамматический класс неизменяемых, как правило, слов, обозначающих признак действия, качества или предмета и выступающих в синтаксической функции обстоятельства или определения, реже сказуемого (Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М., 1990. – С. 322).

Задание 2. Известно, что наибольшую трудность при анализе наречий составляет отграничение их от омонимичным им словоформ других частей речи.

От каких частей речи следует отграничивать наречия? Для ответа используйте учебное пособие Современный русский язык. Ч. II / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 114 – 115. Выпишите из учебного пособия примеры на каждый случай омонимии наречия и других частей речи.

Задание 3. Известно, что специфика наречий как класса слов состоит в разнообразных связях со всеми другими классами слов. В чем особенности связи наречия со знаменательными словами? Ответ подкрепите примерами.

Для каких классов незнаменательных слов наречия являются источником? Перечислите все разряды служебных слов; приведите примеры. Для ответа используйте книгу «Русская грамматика» / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. М., 1990. – С. 263).

Задание 4. Некоторые авторы выделяют в отдельную группу предикативные наречия.

Предикативные наречия – это особые синтаксические дериваты наречий, выступающие только в функции предиката односоставных предложений и имеющие в них значения психического или физического состояния лица (мне грустно, смешно, больно, дурно, обидно), состояния природы (сегодня жарко, холодно, ветрено), окружающих условий, среды (в комнате грязно, душно), различной модальной оценки действия (можно, нужно, нельзя, пора, время ехать) (Современный русский язык / Под ред. Л. А. Новикова. Санкт-Петербург, 2001. – С. 573).

Выскажите свою позицию относительно этого вида наречий.

Задание 5. Дайте стилистическую характеристику наречий, использовав материал из учебных пособий: Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 143 – 151.

Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. – М., 1997. – С. 446 – 450.

Письменное задание

Упр. 1. Прочитайте текст. Найдите наречия, определите их категориальное значение: признак процессуального признака, признак непроцессуального признака, признак предмета. Объясните правописание наречий.

(В) конец измуче…ые (двадцати) пяти (километровым) переходом, друзья мои спали всю ночь как убитые и теперь, отдохнувшие и набрав…еся сил, шли (на) пролом. Между тем перед нами поднималась плотная зар…сль ольша…ика, и мы уже (на) силу могли прод…раться (в) перед. (За) частую дорога шла (под) уклон и нам (по) одиночке пр…ходилось переходить по узкой ж…рдочке через лесной ручей, заросш…й стра…ыми, (н…) знакомыми нам рас…тениями. Казалось, мы участвуем в войне, об…явле…ой нам этими дерев…ями, опута…ыми липкой паутиной. Но, решив стоять (на) смерть, мы старались сохранить правильное направление, (в) тайне надеясь, что (на) конец лес кончится и (с) нова откроются широкие просторы с дорогой, уб…гающей (в) даль.

(По В. Солоухину).

Упр. 2. В данном тексте найдите производные наречия. С какими частями речи они соотносительны по образованию? Назовите способ словообразования каждого наречия. Объясните правописание наречий.

В тайге темнеет быстро. И несмотря на то, что мы это знали, все(таки) темнота застала нас (в)расплох. Раздв…гая т…желые к…лючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, (мало)помалу продвигались вперед. Было совершенно темно, но, как н… странно, от прож…рливых комаров и мошек, л…тавших (в) переме…ку вокруг нас, спасения не было так(же), как и днем.

Целый день мы шли вниз по течению реки, но река и…чезла в темноте где-то слев…, и нам приходилось идти (на)угад. К счастью, до ближайшей охотнич…ей избушки, в которой мы ра…читывали устроить ноч…вку, ост…валось, (по)видимому, совсем (не)далеко. И, действительно, когда мы (по)одиночке перешли по ни…кой ж…рдочке, броше…ой через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы ок…зались перед избушкой.

Не теряя н… минуты и в душе радуясь, что ра…чет наш опр…вдался и мы (в) пору добрались до места, мы (без) устали рубили хвою, пилили нож…вкой (не)большие ветки и клали их крест (накрест). Вот и готова наша п…хучая, но не очень мя…кая постель! Товарищ мой уже не смотрит (и…)подлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда(то) (на)память, сначала ш…потом, а потом и (в) голос, (во)все не подозревая, как он смеш…н в эту минуту.

С тихим ш…рохом ветер ра…качивает в…ршины старых кедров, (как) будто предвещая (на) завтра дождь, и где (то) (в) дали кричит какая(то) ночная птица.

(По А.С. Серафимовичу).

Упр. 3. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. К какой части речи относятся выделенные слова? Назовите местоименные и неместоименные наречия.

1. Мне стало хорошо (от)того, что рядом оказались друзья. Он бежит (от)того, (от)чего не убежишь. 2. Он пропускает занятия (за)тем, чтобы помочь матери. Я пришел (за)тем, что ты мне обещал. 3. Небо было (в)сплошную затянуто тучами. 4. Из-за ненастной погоды охота окончилась (в)пустую. 5. Он толкнул своего соседа (в)бок (Тург.). 6. Как следует, (на)завтра же все о нем забыли (Дост.). 7. Дела и заботы, казалось, были отложены (на)завтра, на будни… (Герц.). 8. (В)дали настойчиво играл пастух (М. Г.). 9. На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и (в)даль глядел (П.). 10. Когда твой поезд, с ровным шумом, мелькнул и стал вонзаться (в)даль, а я стоял, доверясь думам, меня так нежила печаль (Брюс.).

Упр. 4. Найдите в предложениях деепричастия, которые перешли в наречия. Какое категориальное значение имеют эти наречия? Расставьте знаки препинания и объясните условия их употребления.

1. Сергей отстранил Веру кивнул ей и ушел насвистывая (А. Т.). 2. Теперь он шел не оглядываясь (М. Шол.). 3. Он умолк и долго сидел неподвижно и подняв глаза на небо (Тург.). 4. Дождь шел не только не ослабевая, но все более усиливаясь (М. Шол.). 5. Мать встала из-за стола и не торопясь отойдя к окну повернулась ко всем спиною (М. Г.). 6. Спят журавли обыкновенно стоя (Акс.). 7. Дорога идет извиваясь между кустарниками (Л.). 8. Жизнь возвращалась к нему медленно словно нехотя (М. Шол.). 9. Торопясь я стал нахваливать сценарий (Газ.). 10. Он (брат) плакал рвался и так устал что заснул стоя уронив голову (Л. Авилова).

Упр. 5. Раскройте скобки, объясните правописание наречий. Определите их синтаксическую функцию.

1. Смущен и присмирев, Он ей свидание (на)завтра назначает (П.). 2. Прошлое уходило куда-то в(даль), теряло свою цену (Чех.). 3. Между тем война была со славою окончена, полки наши возвращались из-за границы (П.). 4. Он (карась) лежал (на)боку, отдувался и шевелил плавниками (Пауст.). 5. Схватила его за горло, (на)силу оторвали (Пауст.). 6. Кто (в)пору сеет, семян не теряет (Посл.). 7. Обыватели ведут сонную, пьяную жизнь и вообще живут (в)проголодь, чем бог послал (Ч.). 8. А потом за окнами начнет (мало)по(малу) бледнеть воздух, раздадутся на улице голоса (Ч.). 9. Чтобы скрыть от слушателей свое состояние, я то(и)дело пью воду, кашляю (Ч.). 10. Изба разделена сенями на две половины: (на)лево живут матросы, (на)право – офицер с семьей (Чех.). 11. Следующие (за)тем письма были (по)прежнему великолепны (Ч.). 12. Настоящее было прекрасно, а (на)смену ему приближалась весна, уже улыбавшаяся (из)дали и обещавшая тысячу радостей (Ч.). 13. Я ничего не сломал себе, ушибся (не)больно и могу встать с земли (Ч.). 14. Егор только изредк… посматривал (в)верх и шел (в)перед спокойно и самоувере…но (И. Тург.). 15. Пришли (на)память и они, товарищи первых стремлений…потом, как молнии в ночи, сверкнуло несколько воспоминаний (И. Тург.).

Упр. 6. Найдите в тексте наречия, сделайте их полный морфологический анализ по предложенной схеме.

Я (не)вольно вздрогнул: живая эта речь пор…зила меня, радос…но потр…сла все мое существование. Точно я падал в (не)изведа…ную, темную глубь, где уже все стихало кругом и слышался только тихий и (не)преста…ный стон какой(то) вечной скорби… Я зам…рал, но противит…ся не мог, и вдруг дружеский зов долетел до меня, чья(то) могучая рука одним взмахом вынесла на свет божий.

* * *

Егор сел молча на облучок, и мы поехали (И. Тург.)

Схема анализа наречий

1. Словоформа в тексте. Часть речи; категориальное значение наречия.

2. Начальная форма.

3. Разряд наречий по значению.

4. Разряд наречий в соответствии с основной семантической функцией (неместоименные и местоименные).

5. Разряд наречий по образованию; способ словообразования.

6. Степени сравнения наречий.

7. Формы субъективной оценки наречий.

8. Синтаксическая функция наречий.

Образец морфологического анализа наречия

Это был поземный пожар. Пожар, который только брил траву и, не разыгрываясь, шел дальше, оставляя за собою черный и дымящийся, но даже не тлеющий след (И. Тург.).

Дальше; далеко; наречие; непроцессуальный признак действия; обстоятельственное, наречие места; неместоименное; по образованию соотносится с именем прилагательным, морфологический способ образования; простая сравнительная степень (суффикс -е); форма субъективной оценки – далековато (суффикс -оват-); обстоятельство места.

Литература

1. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. – М., 1997. – С. 446 – 450.

2. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М., 1990. – С. 334 – 335.

3. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 143 – 150.

Авторские права остаются за создателями учебных материалов.

Перепечатка допустима только при изготовлении шпаргалок.

Создать бесплатный сайт с uCoz