Факультет журналистики БГУ

Конспекты второго курса

А ещё можно поделиться своими материалами

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Практическое занятие №1

Эстетика барокко и драма П.Кальдерона «Жизнь есть сон»

  1. Барокко как новая художественная система искусства XVII века. Барокко и эстетика Возрождения. Барокко и классицизм (культизм, культуранизм, гонгоризм).
  2. Основные принципы эстетики барокко:
  • идея изменчивости мира (сотворить мозаичную картину мира);
  • новое художественное видение действительности;
  • роль обстоятельств в становлении характера;
  • недостоверность знаний;
  • перенесение качеств мертвой природы на живую и наоборот.
  1. Поиски смысла бытия в драме П.Кальдерона «Жизнь есть сон»:
  • жанровое своеобразие;
  • композиция драмы;
  • тематическое своеобразие;
  • художественное время и пространство;
  • метаморфозы Сегизмундо: инерция бытия и обретение реальности;
  • сон как литературный прием;
  • сон и реальность;
  • фатум и свобода выбора жизненного пути;
  • метаморфозы короля Басилио: следование року и преодоление рока;
  • женские образы.
  1. Интерпретация названия драмы.

Литература

  1. Кальдерон П. Жизнь есть сон // Педро Кальдерон. Пьесы. В 2-х томах. М., 1961. Т.1.
  2. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. История учений о драме. М., 1967.
  3. Аветисян В.А. Гете и Кальдерон // Гетевские чтения. 1984. М., 1986. С.96-110.
  4. Балашов Н.И. Испанская классическая драма. М., 1975.
  5. Бояджиев Г.Н. Кальдерон // История зарубежного театра. Ч.1. М., 1971. С.161-169.
  6. Кальдерон и мировая литература. Л., 1986.

Практическое занятие № 2

Картина мироздания в поэме Д.Мильтона «Потерянный рай»

  1. Джон Мильтон и эпоха (общественная жизнь, политическая борьба, литературные современники).
  2. Публицистика Д.Мильтона.
  3. Поэма «Потерянный рай»: замысел, история создания, сюжетная основа; актуализация библейского сюжета.
  4. Жанровое своеобразие «Потерянного рая».
  5. Образная система поэмы
  • Адам и Ева;
  • Сатана, Херувимы, Демоны, Духи;
  • Бог;
  • Сын Бога.
  1. Тема свободы воли в поэме (и другие темы).
  2. Картина мироздания, созданная Державным Зодчим
  • категории художественного времени и пространства;
  • Хаос, Высоты, Небеса;
  • Рай, Эмпирей, Эдем – блаженный край, Божий Сад;
  • Бездна, Преисподняя, Пандемонизм – черты Сатаны;
  • Новый мир: Земля – обитель человека.
  1. Своеобразие художественного мира поэмы «Потерянный рай».

Литература

  1. Мильтон Д. Потерянный рай.
  2. Аникст А.А. Дж.Мильтон и его поэма «Потерянный рай» // Наука и религия. 1976. № 9. С.54-57.
  3. Самарин Р.М. Творчество Дж.Мильтона. М., 1964.
  4. Чамеев А.А. Дж.Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986.

Практическое занятие № 3

Классицистическая трагедия: П.Корнель, Ж.Расин

  1. Жанр трагедии и его место в системе литературных жанров XVII века.
  2. «Сид» П.Корнеля и эстетика классицизма:
  • суть конфликта: столкновение личного и государственного интересов;
  • концепция образов Сида и Химены;
  • своеобразие композиции «Сида»;
  • художественные приемы.
  1. «Федра» Ж.Расина как психологическая трагедия:
  • суть конфликта и его художественное решение;
  • источник сюжета; актуализация античного образца;
  • рефлексия и стихия чувства (страсти) в трагедии;
  • образ женщины, ведомой страстью (Федра); концепция любви;
  • характер монологов в трагедии.
  1. «Сид» Корнеля и «Федра» Расина: соотнесенность с эстетикой классицизма.

Литература

  1. Корнель П. Сид // Корнель Пьер. Театр. В 2-х тт. М., 1984. Т.1 / Здесь: статья А.Д.Михайлова «Театр Корнеля». С.605-666.
  2. Расин Ж. Трагедии. М., 1977.
  3. Барт Р. Работы о Ж.Расине // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
  4. Золотов Ю.К. Нравственные основы действия во французском классицизме XVII века // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1988. Т.47. № 3. С.211-220.
  5. Курилов А.С. Французский классицизм // В.Г.Белинский и литературы Запада. М., 1990. С.65-85.
  6. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.
  7. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968

Практическое занятие № 4

Комедия Мольера «Дон Жуан»

1. Проблематика комедии (злободневный и общечеловеческий аспекты); перекличка с другими произведениями автора.

2. Характеры в комедии, персонажи положительные и отрицательные.

– «Дон Жуан»: своеобразие мольеровской трактовки вечного образа; жизненные позиции героя, черты характера.

– Сганарель – оппонент или соглашатель? Как разрабатывается Мольером параллель «хозяин и его слуга»?

– Каковы функции героев второго плана?

3. Черты высокой комедии в «Дон Жуане».

Литература

1. Мольер Ж.–Б. Полн. собр. соч.: В 3 т. – М.: Искусство, 1985 (предисл. Ю.Гинзбурга и С.Великовского).

2. Мольер Ж.–Б. Полн. собр. соч.: В 4 т. – М.: Искусство, 1965–1967 (вст. ст. и комментарий Г.Н.Бояджиева).

3. Бордонов Ж. Мольер. – М.,1983.

4. Гликман И.Д. Мольер: Критико–биографический очерк. – М.; Л., 1966.

5. Мультатули В.М. Мольер. – М., 1988.

6. Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. История французской литературы. – М., 1965.

Практическое занятие № 5

Модель государственного устройства в романе Дж.Свифта «Путешествия Гулливера»

  1. Публицистика Джонатана Свифта (памфлеты «Битва книг» и «Сказка бочки» («Сказка о бочке», «Письма суконщика»…).
  2. Роман «Путешествия Гулливера» как отражение социально-философских взглядов Дж.Свифта.
  • Жанровое своеобразие.
  • Основные темы романа.
  • Повествовательная структура.
  • Концепция образа Гулливера.
  1. Варианты государственного устройства, описанные в романе:
  • Путешествие Гулливера к лилипутам;
  • Путешествие Гулливера в Бробдингнег (к великанам).
  • Путешествие в Лапуту и другие страны.
  • Путешествие к гуигнгнам (умные лошади и йеху).
  1. Особенности фантастики и социальной сатиры в романе.
  2. Прием оппозиции и его функция в романе.

Литература

  1. Свифт Д. Путешествия Гулливера.
  2. Свифт Д. Памфлеты. М., 1955.
  3. Дубашинский И.А. «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта. М., 1969 (См. также другие работы И.А.Дубашинского).
  4. Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Дж.Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1986.
  5. Мирский Д.П. Свифт // Мирский Д.П. Статьи о литературе. М., 1987. С.70-90.
  6. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М., 1973.


Практическое занятие № 6

Просветительская концепция «естественного человека» и роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»

  1. Своеобразие просветительской концепции человека.
  2. Д.Дефо и дух времени, дух эпохи.
  3. Д.Дефо публицист и политический деятель.
  4. Художественное творчество Д.Дефо.
  • История создания романа «Робинзон Крузо» (путевой дневник Вудза Роджерса, судьба Александра Селькирка).
  • Жанровая природа романа «Робинзон Крузо».
  • Двуплановость структуры романа: занимательность и философско-аллегорический смысл повествования.
  • Тематическое своеобразие романа.
  • Концепция образа Робинзона Крузо.
  • Характеристика дневниковых записей Робинзона.
  • Пятница: «образ–оппонент», «образ–идея», или …?
  1. Ваш комментарий финала романа.
  2. Писатель и Читатель («правда» и «вымысел» в романе).

Литература

  1. Дефо Д. Робинзон Крузо.
  2. Аникст А. Дефо. М., 1957.
  3. Белоусов Р. О чем умолчали книги. М., 1971.
  4. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.
  5. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев-Одесса, 1983.
  6. Тураев С.В. Введение в западноевропейскую литературу XVIII в. М., 1962.
  7. Урнов Д. Робинзон и Гулливер. М., 1973.
  8. Урнов Д. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.
  9. История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1985. Т.5.


Практическое занятие № 7

Трагедия И.В.Гете «Фауст» и проблема познания

  1. Личность И.В.Гете и научное знание эпохи.
  2. Творческая история «Фауста» Гете.
  3. Жанровое своеобразие «Фауста».
  4. Композиционные особенности:
  • характер «Посвящения»;
  • эстетические позиции Гете в «Театральном прологе»;
  • символический характер «Пролога на небе»;
  • сущность спора между Богом и Мефистофелем.
  1. Проблема познания и самопознания в трагедии «Фауст»:
  • Фауст и Дух Земли;
  • Фауст и Вагнер;
  • Фауст и Мефистофель;
  • Фауст и Маргарита; Фауст и Елена;
  • Фауст и народ.
  1. Смысл истины, найденной Фаустом (последний монолог).
  2. Универсальность «Фауста».

Литература

  1. Гете И.В. Фауст.
  2. Аникст А.А. «Фауст» Гете. М., 1970. М., 1980.
  3. Аникст А.А. Гете и Фауст. От замысла к свершению. М., 1983.
  4. Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М., 1970.
  5. Гетевские чтения. М., 1986. М., 1991.
  6. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.
  7. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М., 1983.
  8. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М., 1981.


Практическое занятие № 8

Итальянская комедия в эпоху Просвещения

1. Законы итальянского театра «дель арте», традиции, лежащие в его основе, сильные стороны комедии масок.

2. Чем вызвано начало кризиса комедии «дель арте» в ХVIII веке? Участие К.Гольдони и К.Гоцци в полемике о современном им театре.

3. Реформа К.Гольдони: от комедии масок к комедии характеров. На какие литературные традиции он мог опереться?

4. Комедия К.Гольдони «Слуга двух господ»:

  • круг проблем, просветительская тенденциозность пьесы;
  • разнообразие и многогранность человеческих характеров;
  • способы создания комического эффекта, эстетическая ориентация Гольдони.

5. «Сказки для театра» К.Гоцци:

  • какие цели преследовал в них автор?
  • художественное воплощение нравственной проблематики комедии «Турандот» в сказочном сюжете и изображении характеров;
  • в чем секрет популярности фьяб Гоцци?

Литература

1. К.Гольдони, К.Гоцци, В.Альфьери / Вст. ст. Н.Б.Томашевского. – М., 1971.

2. Томашевский Н.Б. Традиции и новизна: Заметки о литературе Италии и Испании. – М., 1981 (см. раздел «Традиции и новизна»).

Авторские права остаются за создателями учебных материалов.

Перепечатка допустима только при изготовлении шпаргалок.

Создать бесплатный сайт с uCoz