Практическое занятие №1
Эстетика барокко и драма П.Кальдерона «Жизнь есть сон»
- Барокко как новая художественная система искусства XVII века. Барокко и эстетика Возрождения. Барокко и классицизм (культизм, культуранизм, гонгоризм).
- Основные принципы эстетики барокко:
- идея изменчивости мира (сотворить мозаичную картину мира);
- новое художественное видение действительности;
- роль обстоятельств в становлении характера;
- недостоверность знаний;
- перенесение качеств мертвой природы на живую и наоборот.
- Поиски смысла бытия в драме П.Кальдерона «Жизнь есть сон»:
- жанровое своеобразие;
- композиция драмы;
- тематическое своеобразие;
- художественное время и пространство;
- метаморфозы Сегизмундо: инерция бытия и обретение реальности;
- сон как литературный прием;
- сон и реальность;
- фатум и свобода выбора жизненного пути;
- метаморфозы короля Басилио: следование року и преодоление рока;
- женские образы.
- Интерпретация названия драмы.
Литература
- Кальдерон П. Жизнь есть сон // Педро Кальдерон. Пьесы. В 2-х томах. М., 1961. Т.1.
- Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. История учений о драме. М., 1967.
- Аветисян В.А. Гете и Кальдерон // Гетевские чтения. 1984. М., 1986. С.96-110.
- Балашов Н.И. Испанская классическая драма. М., 1975.
- Бояджиев Г.Н. Кальдерон // История зарубежного театра. Ч.1. М., 1971. С.161-169.
- Кальдерон и мировая литература. Л., 1986.
Практическое занятие № 2
Картина мироздания в поэме Д.Мильтона «Потерянный рай»
- Джон Мильтон и эпоха (общественная жизнь, политическая борьба, литературные современники).
- Публицистика Д.Мильтона.
- Поэма «Потерянный рай»: замысел, история создания, сюжетная основа; актуализация библейского сюжета.
- Жанровое своеобразие «Потерянного рая».
- Образная система поэмы
- Адам и Ева;
- Сатана, Херувимы, Демоны, Духи;
- Бог;
- Сын Бога.
- Тема свободы воли в поэме (и другие темы).
- Картина мироздания, созданная Державным Зодчим
- категории художественного времени и пространства;
- Хаос, Высоты, Небеса;
- Рай, Эмпирей, Эдем – блаженный край, Божий Сад;
- Бездна, Преисподняя, Пандемонизм – черты Сатаны;
- Новый мир: Земля – обитель человека.
- Своеобразие художественного мира поэмы «Потерянный рай».
Литература
- Мильтон Д. Потерянный рай.
- Аникст А.А. Дж.Мильтон и его поэма «Потерянный рай» // Наука и религия. 1976. № 9. С.54-57.
- Самарин Р.М. Творчество Дж.Мильтона. М., 1964.
- Чамеев А.А. Дж.Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986.
Практическое занятие № 3
Классицистическая трагедия: П.Корнель, Ж.Расин
- Жанр трагедии и его место в системе литературных жанров XVII века.
- «Сид» П.Корнеля и эстетика классицизма:
- суть конфликта: столкновение личного и государственного интересов;
- концепция образов Сида и Химены;
- своеобразие композиции «Сида»;
- художественные приемы.
- «Федра» Ж.Расина как психологическая трагедия:
- суть конфликта и его художественное решение;
- источник сюжета; актуализация античного образца;
- рефлексия и стихия чувства (страсти) в трагедии;
- образ женщины, ведомой страстью (Федра); концепция любви;
- характер монологов в трагедии.
- «Сид» Корнеля и «Федра» Расина: соотнесенность с эстетикой классицизма.
Литература
- Корнель П. Сид // Корнель Пьер. Театр. В 2-х тт. М., 1984. Т.1 / Здесь: статья А.Д.Михайлова «Театр Корнеля». С.605-666.
- Расин Ж. Трагедии. М., 1977.
- Барт Р. Работы о Ж.Расине // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
- Золотов Ю.К. Нравственные основы действия во французском классицизме XVII века // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1988. Т.47. № 3. С.211-220.
- Курилов А.С. Французский классицизм // В.Г.Белинский и литературы Запада. М., 1990. С.65-85.
- Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.
- Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968
Практическое занятие № 4
Комедия Мольера «Дон Жуан»
1. Проблематика комедии (злободневный и общечеловеческий аспекты); перекличка с другими произведениями автора.
2. Характеры в комедии, персонажи положительные и отрицательные.
– «Дон Жуан»: своеобразие мольеровской трактовки вечного образа; жизненные позиции героя, черты характера.
– Сганарель – оппонент или соглашатель? Как разрабатывается Мольером параллель «хозяин и его слуга»?
– Каковы функции героев второго плана?
3. Черты высокой комедии в «Дон Жуане».
Литература
1. Мольер Ж.–Б. Полн. собр. соч.: В 3 т. – М.: Искусство, 1985 (предисл. Ю.Гинзбурга и С.Великовского).
2. Мольер Ж.–Б. Полн. собр. соч.: В 4 т. – М.: Искусство, 1965–1967 (вст. ст. и комментарий Г.Н.Бояджиева).
3. Бордонов Ж. Мольер. – М.,1983.
4. Гликман И.Д. Мольер: Критико–биографический очерк. – М.; Л., 1966.
5. Мультатули В.М. Мольер. – М., 1988.
6. Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. История французской литературы. – М., 1965.
Практическое занятие № 5
Модель государственного устройства в романе Дж.Свифта «Путешествия Гулливера»
- Публицистика Джонатана Свифта (памфлеты «Битва книг» и «Сказка бочки» («Сказка о бочке», «Письма суконщика»…).
- Роман «Путешествия Гулливера» как отражение социально-философских взглядов Дж.Свифта.
- Жанровое своеобразие.
- Основные темы романа.
- Повествовательная структура.
- Концепция образа Гулливера.
- Варианты государственного устройства, описанные в романе:
- Путешествие Гулливера к лилипутам;
- Путешествие Гулливера в Бробдингнег (к великанам).
- Путешествие в Лапуту и другие страны.
- Путешествие к гуигнгнам (умные лошади и йеху).
- Особенности фантастики и социальной сатиры в романе.
- Прием оппозиции и его функция в романе.
Литература
- Свифт Д. Путешествия Гулливера.
- Свифт Д. Памфлеты. М., 1955.
- Дубашинский И.А. «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта. М., 1969 (См. также другие работы И.А.Дубашинского).
- Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Дж.Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1986.
- Мирский Д.П. Свифт // Мирский Д.П. Статьи о литературе. М., 1987. С.70-90.
- Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М., 1973.
Практическое занятие № 6
Просветительская концепция «естественного человека» и роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»
- Своеобразие просветительской концепции человека.
- Д.Дефо и дух времени, дух эпохи.
- Д.Дефо публицист и политический деятель.
- Художественное творчество Д.Дефо.
- История создания романа «Робинзон Крузо» (путевой дневник Вудза Роджерса, судьба Александра Селькирка).
- Жанровая природа романа «Робинзон Крузо».
- Двуплановость структуры романа: занимательность и философско-аллегорический смысл повествования.
- Тематическое своеобразие романа.
- Концепция образа Робинзона Крузо.
- Характеристика дневниковых записей Робинзона.
- Пятница: «образ–оппонент», «образ–идея», или …?
- Ваш комментарий финала романа.
- Писатель и Читатель («правда» и «вымысел» в романе).
Литература
- Дефо Д. Робинзон Крузо.
- Аникст А. Дефо. М., 1957.
- Белоусов Р. О чем умолчали книги. М., 1971.
- Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.
- Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев-Одесса, 1983.
- Тураев С.В. Введение в западноевропейскую литературу XVIII в. М., 1962.
- Урнов Д. Робинзон и Гулливер. М., 1973.
- Урнов Д. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.
- История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1985. Т.5.
Практическое занятие № 7
Трагедия И.В.Гете «Фауст» и проблема познания
- Личность И.В.Гете и научное знание эпохи.
- Творческая история «Фауста» Гете.
- Жанровое своеобразие «Фауста».
- Композиционные особенности:
- характер «Посвящения»;
- эстетические позиции Гете в «Театральном прологе»;
- символический характер «Пролога на небе»;
- сущность спора между Богом и Мефистофелем.
- Проблема познания и самопознания в трагедии «Фауст»:
- Фауст и Дух Земли;
- Фауст и Вагнер;
- Фауст и Мефистофель;
- Фауст и Маргарита; Фауст и Елена;
- Фауст и народ.
- Смысл истины, найденной Фаустом (последний монолог).
- Универсальность «Фауста».
Литература
- Гете И.В. Фауст.
- Аникст А.А. «Фауст» Гете. М., 1970. М., 1980.
- Аникст А.А. Гете и Фауст. От замысла к свершению. М., 1983.
- Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М., 1970.
- Гетевские чтения. М., 1986. М., 1991.
- Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.
- Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М., 1983.
- Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М., 1981.
Практическое занятие № 8
Итальянская комедия в эпоху Просвещения
1. Законы итальянского театра «дель арте», традиции, лежащие в его основе, сильные стороны комедии масок.
2. Чем вызвано начало кризиса комедии «дель арте» в ХVIII веке? Участие К.Гольдони и К.Гоцци в полемике о современном им театре.
3. Реформа К.Гольдони: от комедии масок к комедии характеров. На какие литературные традиции он мог опереться?
4. Комедия К.Гольдони «Слуга двух господ»:
- круг проблем, просветительская тенденциозность пьесы;
- разнообразие и многогранность человеческих характеров;
- способы создания комического эффекта, эстетическая ориентация Гольдони.
5. «Сказки для театра» К.Гоцци:
- какие цели преследовал в них автор?
- художественное воплощение нравственной проблематики комедии «Турандот» в сказочном сюжете и изображении характеров;
- в чем секрет популярности фьяб Гоцци?
Литература
1. К.Гольдони, К.Гоцци, В.Альфьери / Вст. ст. Н.Б.Томашевского. – М., 1971.
2. Томашевский Н.Б. Традиции и новизна: Заметки о литературе Италии и Испании. – М., 1981 (см. раздел «Традиции и новизна»).