Литература эпохи Барокко
Характеристика эпохи барокко
- Тридцатилетняя война 1618 - 1648
- Оживление инквизиции (Джордано Бруно сожжён в 1600, духовная драма Галилея)
- Век контрреформации и вольномыслияя, развитие философского знания (Декарт Спиноза)
- Появление современных экспериментальных наук в 17 веке (физка, химия, медицина)
- Эксперимент становится основой научного понания (духовный отец - философ-материалист Бэкон)
- Открытия Джордано Бруно, Кеплера, Галилея
- Резкое обострение философской, политической и идеологической борьбы, получившее отражение в формировании и потивоборстве двух направлений - классицизма и барокко.
Общие черты классицизма и барокко
- осознание кризиса ренессансных идеалов
- художники отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической ренессансной концепции: вместо гармонии между человеком и обществом искусство 17 века обнаруживает сложное взаимодействие личности и социально-политической среды
- идея подчинения страстей велениям разума
Барокко - стиль европейского искусства и архитектуры 17 - 18 веков, который сформировался в Италии. Слово "барокко" значит "уродливая жемчужина".
- В основу барокко положена полемичная по отношению к ренессансным традициям концепция человека: человек - существо слабое и глупое, обречён блуждать в трагическом хаосе жизни.
- Глубоко пессимистическая концепция бытия приводит к аскетическому отношению к религии.
- Барокко создаёт элитарную теорию искусства, утверждает особый метафорический орнаментальный стиль. Основываясь на идее дисгармонии мира, писатели старались выразить эту идею в самой образной системе произведения, увлекаясь смысловыми и живописными контрастами.
Черты художественного метода барокко
- динамизм и экспрессивность выразительных средств
- внутренняя диалектика
- резкая контрастность образной системы
- подчёркнутое совмещение "высокого" и "низкого" в языке
Теория барокко возникла как обобщение опыта уже существующей художественной практики. Теоретиками барокко стали трактаты Бальтазара Грасиана (Италия) и Эмануэле Тезауро (Испания) -
"Остромыслие или искусство быстрого ума"
Первейшее требование - усложнённость, затруднённость формы, важная сама по себе как средство избежать "вульгарности" и "общедоступности"
Характеристика европейской жизни 17 века
1. Буржуазная революция в Англии, укрепление капиталистических отношений в Нидерландах. Рефеодализация в Испании и Германии
2. Католицизм - Италия, Испания. Протестантизм - Англия, Германия. С церковью было связано образование, искусство, литература. Проблемы религии часто определяли политику государства.
3. Централизованные государства - Франция, Англия, Испания. Раздробленные - Германия, Итлия.
4. Развитие науки вопреки препонам церкви.
Маньеризм - систематизирующее общее наименование для целого ряда направлений искусства. В литературе с ним связывают гонгоризм и консептизм (Испания), маринизм – (Италия), эвфумизм – (Англия), прециозная литература (Франция).
Германия в это время пребывала в экономической упадке.
Маньеризм - одно из ранних свидетельств проявления мироощущения нового времени и следования барочной эстетике Отличается усложнённой изощрённой манерой. Маньеризм отражает трагизм мироощущения пограничного периода: относительность, быстротечность жизни, предопределённость всего сущего, скептицизм, мистицизм.
Художественные средства: сложные метафоры антитезы, перегруженность мифологическими намёками, литературными реминисценциями, философскими сентенциями. Особое внимание уделялось форме.
Высокое барокко разрабатывало высокую, то есть философскую, общечеловеческую проблематику, затрагивало вечные вопросы - элитарные идеи, возвышенная риторика: театр Пьера Кальдерона, Джон Донн поэзия Л. де Гонгоры.
Низовое барокко обращается к современному, бытовому, частному материалу, опирается на сатиру, противопоставляет стиль комического бурлеска, сознательно пародирующих возвышенную образность (плутовской роман - Шарль Сорель, Поль Скаррон)
Черты барокко в литературе
1. Трагическое восприятие жизни - идея зависимости человека от непонятного сложного мира
Высокая экспрессивность, сложность громоздкость формы (выражается яркой мета гротеск символика, оксюморон)
3. Сочетание в одном произведении контрастных явлений противоположностей