Театральное искусство 17 века
Внешний вид театра
- Особо почетные зрители сидят на сцене
- важна не игра актёров а декламация
- декорации и костюмы часто не соответствуют спектаклю
Буало - правила
- следование античнолй драме - строгое деление на жанры, комедия - исправляет нравы посредством осмеяния и трагедия - очищает нравы страхом и страдание
- закон трёх единств
- верность правдопопдобию
- постоянство характеристики героев
- неожиданная поучительная развязка
Жан Расин
- соблюдал все правила классицизма
- мастер галантной трагедии ("Андромаха", "Эфигения в Авлиде", "Береника", "Британник", "Федра")
- яркие женские образы
- схема сюжета "А преследует Б, а тот любит В"
- слепая страсть ведёт к катастрофе
- правдоподобие
Расин - создатель психологической трагедии, достигает глубины и тонкости в изображении героев ("Федра", "Андромаха"). На первый план выдвигают образы любви, развращаемых властью, охваченных пламенем необузданных страстей людей колебющихся, мечущихся. Если изображают - остродраматические конфликты, непримеримые душевные столкновения.
Периоды творчества
1667 - постановка "Андромахи", Расин - первый драматург Франции, начало жёсткой критики абсолютизма, разрыв контактов с королевским двором
постановка "Федры" - новый перелом в жизни Расина, новое приближение к королю, посвящение в сан придворного историографа, последняя постановка.
Соблюдение трёх единств не стесняло писателя, позволяло сконцентрировать действие.
Создание любовно-психологической драмы ("Федра").
Федра (1667) написана на основе античного мифа, но автора волнует не исторический или политический материал, а трагедии личности, преступления и страсти. Его герои страдают сами и причиняют страдания другим. Любовь трактуется как тяжёлый рок. Новаторство в драматургии - в центре внимания женский образ.
Пьер Корнель "Сид", "Гораций", "Полиевкт", "Цинна", "Федра"
- Конфликт между желаемым и действительным, чувство м идолгом
- главные персонажи мужчины - настоящие герои
- личные трагедии на фоне государтвенных событий
- принцип правдоподобия
- нарушил все правила классицизма
Первые комедии Корнеля носят нравописательный зарактер (сложные взаимоотношение между двумя парами возлюбленных) - первые восемь пьес. Впервые специфика творческого метода Сид 1637. Главный герой - Руй Диас, факты из реальносй биографии Сида, конфликт решает могущественный король.
пристальный интерес к человеческой мысли, герой действует после раздумий, человек, а не мог принимает решения
выступал против правила трёх единств, сохранил только принцип правдоподобия
1660 - "Рассуждения о полезности и частях драматического произведения", посвящённые театру.
Периоды творчества
- первая манера - культ разумной государственности вера в силу абсолютизма, возможность установления во Франции справедливой власти ("Сид", "Гораций")
- вторая манера - кризис абсолютизма в Европе, темы народного восстания, демократизации общества Родогуна, Ираклий, Никомед. Для героя второй манеры характерно яростное сопротиление насилию, непримиримость.
- третья манера - следы второй манеры "Эдип", "Серторий, Софонисб. Герои лишены власти или впали в немилость, но продолжают сопротиляться своей судьбе. Сохраняется гражданский пафос.
Жан Батист Мольер
"Школа жён", "Скупой", "Дон Жуан", "Мещанин во дворянстве"
- жанр сатиры, сатирические типы: глупец, жадина
- вписал в рамки классицизма, народный юмор, буффонаду, соединил фарс и комиедию дель арте
- создатель новой европейской комедии
Характеристики творчества
- новый жанр - высокая комедия, соединил традиции народной комедии с открытиями французского трагического театра
- создатель проблемной комедии, актуальные социальные конфликты и их типы
- стремление выйти за рамки классицизма, реалистические тенденции
- динамичность человека
- психологическое богатство
- интеллектуальный герой
- самое заметное в герое - его недостатки, пороки
- перенос внимания с внутреннего мира личности на обстоятельства, определяющие её судьбу