Факультет журналистики БГУ

Конспекты второго курса

А ещё можно поделиться своими материалами

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Практическое задание № 4

Тема для обсуждения: Атрибутивные формы глагола (причастие и деепричастие)

Причастие как форма глагольно-именного образования

Цель: Изучение грамматических особенностей причастий как «категории гибридных глагольно-прилагательных форм» (В. В. Виноградов), адъективизации причастий; стилистического использования причастий в текстах; овладение навыками правописания причастий.

Групповое обсуждение вопросов

1. Понятие о причастии как атрибутивной форме глагола. Морфологические признаки причастий (глагольные и именные). Синтаксические функции причастных форм.

2. Состав причастных форм в русском языке.

3. Проявление глагольных категорий в причастных формах: вида, переходности, залога, времени.

4. Проявление именных (адъективных) категорий в причастных формах: рода, числа, падежа, склонения.

5. Образование причастных форм. Активный и пассивный причастные обороты.

6. Склонение причастий.

7. Переход причастий в прилагательные и существительные.

8. Стилистическое использование причастий.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Прочитайте определения причастия из разных учебных пособий. Сравните их. Почему некоторые авторы считают причастие самостоятельной частью речи? Правильно ли это?

1. Причастие – это неспрягаемая форма глагола, выражающая действие как наличный атрибутивный признак предмета, проявляющийся во времени: читающий ученик, прочитанная учеником книга (Современный русский язык / Под общей редакцией Л. А. Новикова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 557).

2. Причастие – это знаменательная часть речи, обозначающая признак предмета по действию (т. е. процессуальный признак) и выражающая это значение в грамматических категориях залога, времени, рода, числа и падежа (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. Ч. II. – М., 2001. – С. 157).

3. Причастие – это особая глагольная форма, которая называет признак лица или предмета по их действию или по тому действию, которое они испытывают на себе со стороны другого лица или предмета (Современный русский язык / Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1979. – Ч. I. – С. 264).

Задание 2. Почему причастия действительного залога образуются от глаголов как переходных, так и непереходных, а причастия страдательного залога – только от переходных?

Почему причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида? Свои ответы подтвердите примерами, образовав все возможные формы причастий от глаголов: читать, работать, лежать, выпускать.

Задание 3. Прочитайте положение: “Хотя в принципе от каждого переходного глагола возможно образование причастий страдательного залога наст. времени, продуктивность их сильно ограничена” (Современный русский язык / Под ред. Л. А. Новикова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 3 – 39). Объясните причину.

Задание 4. Прочитайте положение: «В процессе перехода причастий в класс прилагательных следует различать два явления. Во-первых, переход причастий в прилагательные с приобретением омонимичного значения при переносном употреблении причастия. Ср. блестящий в ночной тьме огонек (причастие) и блестящий талант (прилагательное). Во-вторых, переход причастий в прилагательные без приобретения нового омонимичного значения, но с приобретением на основе категорий вида, времени и залога дополнительных семантических признаков, свойственных отглагольным прилагательным: мыслящее существо, торгующая организация, изменяемые слова, засохший цветок» («Современный русский язык» / Под ред. Л. А. Новикова. Санкт-Петербург, 2001. – С. 364).

Подберите примеры перехода причастий в прилагательные, подтверждающие это положение.

Почему такой переход можно назвать лексическим и функциональным?

Задание 5. Могут ли адъективизироваться причастия блестящий в ночной тьме огонек, потерянный в транспорте кошелек, любимый всеми, исследовавший этот район, отработавший смену?

Задание 6. Как отражается процесс адъективизации причастий на правописании? При ответе используйте справочник по орфографии.

Задание 7. Как известно, причастия могут переходить в имена прилагательные и существительные. Найдите в предложениях такие причастные формы и объясните, в значении какой части речи вы их воспринимаете и почему.

1. Хозяином квартиры был управляющий Трубочного завода (Ю. Триф.). 2. Девушка вызвалась разделить судьбу любимого (Л. Леон.). 3. Приезжий был невысок ростом и неказист с виду (М. Шол.). 4. Он наденет чёрный тесный костюм, накрахмаленную рубашку, нацепит галстук-бабочку (В. Лип.). 5. – Ходишь? – с неприкрытой иронией спрашивает она (В. Лип.). 6. Зал был полон танцующими, сидели только те, кто никогда не танцевал (В. Лип.). 7. Наша заведующая сидела сейчас, опустив голову, не смотрела на меня (А. Рекемч.). 8. Таинственной жизнью в тиши кабинетов живут управляющие делами (М. Св.). 9. Заведующая отделением продолжала объяснять, что инфаркт третий и крайне тяжёлый (К. Сим.). 10. Приезжих отвели в номера, туда же доставили их небольшой багаж (Ю. Наг.). 11. На смену казнённым придут другие. Смелые всегда найдутся (В. Бык.). 12. Собралось с полсотни приглашенных (В. Сафон.). 13. Уполномоченный стал рассказывать о последнем ночном бое (К. Сим.).

Письменное задание

Упр. 1. В данном тексте найдите причастия. Назовите глагольные признаки (вид, возвратность / невозвратность, переходность / непереход­ность, залог, время, управление), а также именные (род, число, падеж). Определите синтаксическую функцию. Обратите внимание на правописание причастий.

Снег, не перестававший сыпаться, казалось, со всех сторон, слепил глаза и словно хотел остановить Василия, но он непрестанно всматривался в даль, где, казалось, по временам на миг мелькал брезжущий свет, и гнал лошадь не переставая.

Он ехал, как ему казалось, все прямо, ничего не видя перед собой, кроме головы лошади, пока не зачернелось что-то перед ним. Сердце радостно забилось в нем, и уже видя не заметенный снегом заборишко и даже скворечник над домом, он быстрее погнал лошадь.

Но черное это было не стоящее, а шевелилось и было не деревня, а обвешанный комьями снега и стелющийся под ветром обындевевший куст.

(По А. С. Серафимовичу)

Упр. 2. В данных предложениях найдите причастия действительного и страдательного залога настоящего времени. Сначала назовите глаголы, от которых образованы причастия, а потом образующую (производящую) основу.

1. Прошлым летом мне пришлось побывать в одном заволжском селе, затерянном в дремучем смешанном лесу, простирающемся на много километров (В. Песк.). 2. При самом въезде в село вас встречает не стихающий ни днем, ни ночью шум лесопильного завода (В. Песк.). 3. Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра (Л. Т.). 4. Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми (И. Сок.-Мик.). 5. Зной, по-прежнему невыносимый, неподвижно висит над морем, в котором на недосягаемой глубине, недоступное самому лучшему пловцу и ныряльщику, синеет опрокинутое небо (Е. Грошева). 6. Задумчивая улыбка, не нарушаемая присутствием человека, лежит на всем: на синеве неба, на лениво-ласковой реке, зыблющейся под ветром, – и кажется, что эта улыбка так же таинственна, как и вся жизнь природы (А. С. Серафимович).

Упр. 3. В данных предложениях найдите причастия действительного и страдательного залога прошедшего времени. Сначала назовите глагол, от которого образовано причастие, а потом образующую (производящую) основу. Обратите внимание на правописание причастий.

1. На ранней заре, когда еще кричат петухи и дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный туманом, сквозь который блестит кое-где утреннее солнце, и побежишь умываться на озеро (И. Бун.). 2. В поросшей жалкой растительностью тундре есть свои чудесные ароматы (Сок.-Мик.). 3. В центре – керосиновая висячая лампа с бронзовым шаром, наполненным дробью, переделанная на электрическую (В. Кат.). 4. Здесь же сложены стопками брусья, навалены бревна, желтеют кучи еще не улежавшихся опилок (Е. Грошева). 5. Ветер, настоянный на полевых травах, едва приметно колеблет молодую поросль, стелющуюся по карнизам крутого берега (А. С. Серафимович).

Упр. 4. Образуйте причастия действительного залога наст. и прош. времени от данных глаголов:

Колоть, любить, брезжить, мучить, бороться, стлать, махать, дремать, стелиться, тащить.

Упр. 5. Образуйте причастия страдательного залога наст. и прош. времени от данных глаголов.

Гнать, электрифицировать, организовать, любить, поражать, насаждать, ранить, уважать, исследовать, читать.

Упр. 6. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от глаголов сов. вида.

Вывалять, настоять (лекарство), просмолить, завешать, взвесить, обессилить, расстрелять, застрелить, выкатить, выкачать.

Упр. 7. В русском языке широко распространено употребление причастий с утратой грамматических категорий глагола, при котором причастия переходят логически или функционально в класс прилагательных. Учитывая это явление, найдите такие случаи в данных ниже текстах и объясните их. Обратите внимание на правописание этих форм.

1. У самой воды, где пена рисует сложный орнамент на песке, люди сгребают выброшенные на берег морские плавучие водоросли на топливо. Ведь не всегда солнечные лучи будут так горячи, стеклянными станут ручьи, клен потеряет свою ярко-красную листву и будет стучать своими обледенелыми ветками, когда подует студеный январский ветер (Н. Н. Лесков). 2. А вокруг шумит рожь. Сорвите колосок, рассмотрите его повнимательнее. Не ради ль такого колоска умирали бунтующие мужики, целые деревни, скрипя немазаными телегами, тащились на чужбину? Шуми, шуми рожь! (В. Тендряков) 3. Заведующая продолжала объяснять, что инфаркт третий и крайне тяжелый (К. Сим.). 4. На вершинах кристаллических скал, укрытые охапками стелющихся растений, едва зыблющихся на ветру, расположились наблюдатели, буквально не сводящие глаз с оврага (В. Закруткин). 5. Приветливый старик с несвойственной ему торопливостью разжигает печурку, ставит на стол топленое молоко, печеную в золе картошку, сушеные на солнце ягоды (В. Закруткин).

Упр. 8. Дайте полный морфологический анализ причастий в следующих предложениях по схеме.

1. Выйдите вы на улицу, и ваши щеки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко (А. Чех.). 2. Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи (И. Тург.). 3. Он, не хотевший и не умевший работать, не хотел верить тому, что он беден, и выходил из себя, если его заставляли мириться с обстоятельствами и по возможности умерять свои прихоти. (А. Чех.).

Схема морфологического разбора причастия

1. Словоформа в тексте.

2. Начальная форма причастия (именительный падеж, мужской род, единств. число).

3. Глагол, от которого образовано причастие. Основа, от которой образовано причастие.

4. Вид причастия.

5. Переходность / непереходность.

6. Возвратность / невозвратность.

7. Залог причастия

8. Время причастия.

9. Полная или краткая форма.

10. Род, число, падеж причастия.

11. Синтаксическая функция.

Образец морфологического разбора

Вера была человеком с талантом жизни, умеющая жить легко и добро (Д. Гранин).

1. Умеющая – особая форма глагола, причастие.

2. Начальная форма – умеющий.

3. Уметь; умеj + ущ + ий (-ая, -ее, -ие) – от основы настоящего времени.

4. Несов. вид.

5. Образовано от непереходного глагола.

6. Образовано от невозвратного глагола.

7. Действительный залог.

8. Настоящее время.

9. Полная форма.

10. Ж. род, ед. число, именительный падеж.

11. Вера (какая?) умеющая (определение).

Литература

1. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. – М., 1997. – С. 437 – 441.

2. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М., 1991. – С. 304 – 305.

3. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 134 – 139.

Дополнительная литература

1. Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М., 1990. – С. 301 – 307.

2. Современный русский язык / Под общ. ред. П. А. Леканта. Санкт-Петербург, 2001. – С. 556 – 564.

3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Ч. II / Под ред. Е. И. Дибровой. М., 2001. – С. 157 – 170.

4. Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. М., 2000. – С. 117 – 129.

Деепричастие как форма глагольно-наречного образования

Цель: Изучение грамматических особенностей деепричастия как «гибридной» глагольно-наречной формы, усвоение правил образования и употребления деепричастных форм.

Групповое обсуждение вопросов

1. Общая характеристика деепричастий, их функционально-синтаксическая сущность.

2. Морфологические признаки деепричастий (глагольные и наречные). Синтаксическая функция деепричастных форм.

3. Особенности образования деепричастий несовершенного и совершенного вида.

4. Нормы употребления деепричастий.

5. Переход деепричастий в другие части речи.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Познакомьтесь с определениями деепричастия из разных учебных источников. Сравните их. Почему некоторые авторы считают деепричастие знаменательной частью речи? Дайте свое определение.

Деепричастие – неизменяемая глагольная форма, обозначающая действие или состояние как признак другого действия или состояния (говорил, глядя в глаза; обессилев, присел на скамью) (Русский язык. Энциклопедия. Гл. редактор Ф. П. Филин. – М., 1979. – С. 68).

Деепричастие – это атрибутивная форма глагола, сочетающая свойства глагола и наречия (Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М., 1990. – С. 207).

Деепричастие – это знаменательная неизменяемая часть речи, обозначающая действие как признак другого действия и выражающая это значение за счет своей неизменяемости и семантической зависимости от глагола-сказуемого и имени – субъекта действия – подлежащего (Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Ч. II / Под ред. Е. И. Дибровой. М., 2001. – С. 170 – 171).

Деепричастие – это неспрягаемая форма глагола, обозначающая дополнительное действие (состояние) субъекта, связанное во времени с основным действием (состоянием) (Современный русский язык / Под общ. ред. Л. А, Новикова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 564).

Задание 2. В чем отличие временных отношений деепричастий от категории времени глагола? Что способствует формированию у них соотношения во времени? Какую роль в соотношении деепричастного и глагольного действий играет категория вида? Ответы найдите в учебных пособиях, рекомендованных в ПЗ № 4. Ответ подкрепите иллюстративным материалом из газетных или художественных текстов.

Задание 3. Дайте стилистическую оценку деепричастных форм. Используйте соответствующий материал из учебного пособия: Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 140 – 142.

Составьте конспект. Подберите иллюстративный материал из газет.

Письменное задание

Упр. 1. В данных предложениях найдите деепричастные формы. Назовите глагольные признаки (вид, возвратность / невозвратность, переходность / непереходность, залог, значение времени (относительное: одновременность, предшествование, следование)), а также наречные признаки.

1. Как будто бы обидевшись на берег, от берега отходит океан (Р. Рожд.). 2. Человеческую жизнь (с деталями) можно (в среднем) рассказать за два часа, доверительно бросаясь тайнами, убедительно меняя голоса (Б. А. Слуцкий). 3. Ища спасения, чайки переселились на новые, выступившие из воды острова (Сок.-Мик.). 4. Мы шли, утопая в песке, перемешанном с битою ракушкой (Сок.-Мик.). 5. Далеко протянувшись от невысокого, но обрывистого берега в спокойно дремлющую речонку, пропадавшую вдали, золотится песчаная отмель (А. С. Серафимович). 6. Не теряя ни минуты и в душе радуясь, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их крест-накрест (Газета). 7. И вдруг тихо. Ни молнии, ни ветра. Вот и недавно реявший ворон, бросившись вниз, закопошился в серебряной листве дуба (Н. С. Лесков).

Упр. 2. В данных ниже предложениях найдите деепричастия несов. и сов. вида. Назовите глагол, от которого образовано деепричастие; основу, от которой образована эта деепричастная форма (основа инфинитива или основа наст. времени), суффикс, постфикс, если он имеется.

1. У калитки Вера мельком взглянула на него и, согнувшись, кутаясь в платок, быстро пошла по аллее (А. Чех.). 2. Взглянув сверху, можно было заметить, что выяснившееся небо начинало светлеть на востоке… (Л. Т.). 3. Ответив на этот вопрос, я поставил себе другой… (М. Г.). 4. Счастливо улыбаясь, засунув сухую руку за пазуху, дергая другой рукой во все стороны мягкую бородку свою, он спрашивал меня: «Хорошо?» (М. Г.). 5. Не торопясь, идя по шоссе, Сергей неотступно глядел на этот волшебный пожар… (Газета).

Упр. 3. От многих глаголов деепричастия не образуются или малоупотребительны. К ним относятся:

1) Глаголы с основой наст. времени на шипящую или на сочетание губной согласной с л’: вязать – вяжут, щипать – щиплют.

2) Глаголы на -нуть: блеснуть – блеснут.

3) Глаголы с основой наст. времени на заднеязычные: беречь – берегут, печь – пекут.

4) Глаголы с основой наст. времени, состоящей из сочетаний согласных: ткать – ткут, ждать – ждут.

5) Глаголы хотеть, мочь, гнить и др.

Выберите из данного ряда глаголы, от которых не образуются деепричастные формы; дайте объяснение.

Рубить, печь, колоть, атаковать, броситься, писать, толочь, разжечь, спросить, купить, возвращать, возвратить, морозить, класть, оплатить, ждать, тесать, формировать, мокнуть, торопить, спать, бежать, сыпать.

Упр. 4. Определите вид деепричастия; соотнесенность во времени действия, выраженного деепричастием, с действием, выраженным глаголом в личной форме. Обратите внимание на место деепричастного оборота по отношению к глаголу.

1. Далеко в море, то появляясь, то уходя в золотисто-голубое марево, зыбко маячит каменный, литой, отформованный остров (А. С. Серафим.). 2. Из чащобы на опушку выскочил полинялый заяц, но, сделав прыжок, тотчас же решил пойти на попятную и бросился наутек (Н. С. Лесков). 3. Миновав дремучие заросли, мы перешли вброд речонку, на берегу которой заметили следы углежога (В. Песк.). 4. Прожив несколько дней в заповеднике, я вернулся в Астрахань (Сок.-Мик.). 5. Здесь, провожая на север птиц, с особенным чувством вспоминаю родную весну, набухшие соком березовые ветви, тревожные волнующие запахи обнажившейся от снегов земли (Сок.-Мик.).

Упр. 5. Прочитайте утверждение: «Ряд деепричастий, потеряв глагольные значения и функции (управление другими словоформами), перешел в другие части речи, чаще в наречия» (Современный русский язык / Под общ. ред. Л. А. Новикова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 571). Наблюдается ли переход деепричастных форм в другие части речи? В данных ниже предложениях найдите случаи перехода деепричастных форм в другие части речи.

1. Даша слушает молча, не перебивая, часто закрывая глаза (Б. Л. Горбатов). 2. Вот нехотя с ума свела (А. С. Грибоедов). 3. Маленькие осинки побеждают даже траву и вырастают несмотря ни на что (М. Пришв.). 4. Три дня спустя оба приятеля катили по дороге в Никольское (Тург.). 5. Благодаря отцу я и сестра знаем французский, немецкий и английский языки (Чех.). 6. Хозяин проводил гостя, благодаря за оказанную помощь. 7. Кучер, спавший опершись на локоть, начал пятить лошадей (И. А. Гончаров).

Упр. 6. Сделайте полный анализ деепричастий по предложенной схеме в данных ниже предложениях.

1. Каждый раз, собираясь в далекие поездки, я обязательно приходил на Ильинский омут (К. Пауст.). 2. Он приехал в полдень, когда рыбаки, пообедав, отдыхали (М. Г.). 3. Заметив нашу группу во дворе, он подошел близко (В. Корол.).

Схема морфологического анализа деепричастий

1. Неизменяемая глагольная форма в тексте.

2. Глагол, от которого образована деепричастная форма; основа, от которой образовано деепричастие (основа инфинитива, основа наст. времени); суффикс, деепричастие, постфикс -ся, если имеется.

3. Вид (совершенный или несовершенный).

4. Возвратность / невозвратность деепричастия.

5. Переходность / непереходность деепричастия.

6. Залог деепричастия.

7. Значение времени (относительное: одновременность, предшествование, последовательность).

8. Синтаксическая роль деепричастия.

Образец морфологического анализа деепричастия

Подняв голову, она увидела над собой высокий, чистый лоб, чуть тронутый двумя морщинами, бледные щеки, тонкогубый рот (Ю. Нагибин).

1. Подняв – деепричастие, неизменяемая форма глагола.

2. Поднять; подня + -в (от основы инфинитива).

3. Сов. вид.

4. Образовано от переходного глагола.

5. Образовано от невозвратного глагола.

6. Образовано от глагола действительного залога.

7. Время относительное, значение предшествования действию основного глагола.

8. В предложении зависит от глагола-сказуемого, отвечает на вопрос «когда?», является обстоятельством времени (вместе с зависимым словом).

Упр. 7. Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Сделайте морфологический анализ подчеркнутых глаголов, причастий и деепричастий по данным в пособии схемам.

Мартовский свет

Над поляной, ок…ймлен…ой полосой леса, т…лковали сороки. Белая целина снега, еще (не)тронутая теплом, отр…жала (в)высь обилие света. Солнце сияло на горбинах сугробов, на белых боках сорок, видна была зелень их черных длин…ых хвостов. Птицы то резко взмывали (в)верх, то ныряли (на)встречу друг другу почти до земли. Сороки словно бы понимали, что ими любуются, и раз за разом повторяли свои весен…ие пиру…ты.

В пойме Пры под солнцем уже побурели пр…речные л…зняки, но нигде еще не было н… проталин, н…ручейков. И все(же) зима уже явно …давала позиции. Наступило время, которое Пришвин назвал весной света. Одиноко пролетел высоко над поляной в сторону леса ворон. В его гнезде, возможно, уже грелось первое в этом лесу яичко, и добы…ик корма сп…шил к подруге, гр…ющ…й это сокровище.

На опушке мы задержались, слушая, как шуршит лапками в л…скутах отслоивш…йся сосновой коры (дымчато)сизый поползень. Этот жизнерадостный житель леса, (не)терявший пр…сутствия духа в пасмурном декабре, теперь торопил пр…ливы света мартовской песней, напоминавш…й озорной свист.

… В лесу тишина. (Как)будто нет живого. Только барабан…ая токовая трель дятла в мачтовом сосн…ке опов…щает мир о том, что света будет теперь все больше и больше. И все же об…татели в (медно)ствольном бору есть. То и дело вид…шь глубокие ямы лосиных следов и тут(же) – строчка лисьего бега. Мнго куниц. Вот видно: прыгнула с дерева в снег и пошла печатать …двоен…ые пятнышки-углубленья. Вот глубокую борозду пропахали в снегу кабаны, вот мышь-белошвейка бежала. А вот оплывшие, большие, как чайные блюдца, следы рыси. Эту кошку явно занимали тут зайцы. Но кто и когда прошел, не узнаешь – последние две недели были погожими, и каждая ночь оставляла следы. Временами следы и…чезают. Это значит, зверь, экономя силы, бежал по лыжне и, если что-то его внимание задержало, сворачивал в сторону и снова потом на лыжню возвращался.

А вот я…ствен…ый знак середины марта – редколесье, истоптан…ое глухарями. До апрельского тока еще далеко, но мартовский снег уже пробудил весен…ие страсти царствен…ых птиц. В погожие дни глухари навещают много гр…дущих турниров. Нагл…тавшись сосновой хвои, они слетают с деревьев (в)низ и ходят, ходят по снегу, в возбуждени… распустив крылья, и ост….вляют по обе стороны от набродов косые полосы. «Ну что, чертят?» – спрашивает обычно охотник приятеля, побывавш…го на токовище. «Чертят!» – радостно отвечает тот, кто видел волшебные эти свидетельства окончанья зимы.

(По В. Пескову)

Литература

1. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. – М., 1997. – С. 442 – 446.

2. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М., 1991. – С. 307 – 309.

3. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 140 –143.

Дополнительная литература

1. Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М., 1990. – С. 301 – 307.

2. Современный русский язык / Под общ. ред. П. А. Леканта. Санкт-Петербург, 2001. – С. 556 – 564.

3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Ч. II / Под ред. Е. И. Дибровой. М., 2001. – С. 157 – 170.

Авторские права остаются за создателями учебных материалов.

Перепечатка допустима только при изготовлении шпаргалок.

Создать бесплатный сайт с uCoz